Новые правила расчета таможенных платежей на автомобили из стран ЕАЭС
С 1 апреля 2024 года вступили в силу новые правила расчета таможенных платежей на автомобили, ввозимые из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Эти изменения повлекут за собой увеличение стоимости многих новых машин. В данной статье мы подробно рассмотрим, что именно изменилось, какие причины стоят за повышением цен и на какие автомобили это влияние будет особенно заметно.
Изменения в правилах утилизационного сбора
Новое Постановление Правительства РФ от 13.02.2024 N 152 вводит изменения в порядок расчета и взимания утилизационного сбора на автомобили. Теперь сумма утильсбора определяется по следующей формуле:
УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка
Обозначение параметров формулы
где:
- УСед – утильсбор;
- Ктп – разница между таможенной пошлиной, рассчитанной по цене машины, указанной в документах Минпромторга, и фактической таможенной декларацией;
- Кндс – разница между НДС, рассчитанным по документам Минпромторга, и фактически уплаченным НДС из декларации;
- Ка – разница между суммой акциза, рассчитанной по мощности в ОТТС или СБКТС, и фактически уплаченной суммой акциза.
Компоненты нового утилизационного сбора
На первый взгляд, формула может показаться сложной. Однако суть заключается в том, что утилизационный сбор теперь включает в себя все суммы недоплаченных акцизов, пошлин и налогов. По сути, это означает, что все «недоплаты», возникшие при растаможке автомобиля в странах ЕАЭС, теперь будут включены в утильсбор.
Новые правила для электромобилей
С 1 апреля также вводится запрет на ввоз электромобилей и гибридов, которые были растаможены в других странах ЕАЭС. Теперь такие транспортные средства могут растаможиваться только в России, и ввоз без соответствующей декларации будет запрещен.
Сравнение тарифов в разных странах ЕАЭС
Ранее суммы пошлин при растаможке автомобилей варьировались в зависимости от страны. Например, в Белоруссии существуют льготы на уплату акцизов и НДС для электромобилей, в то время как в Кыргызстане НДС составляет 12% вместо российских 20%. Эти различия позволяли ввозить автомобили по более выгодным ставкам.
Проблемы «параллельного импорта»
Кроме легальных экономий, некоторые импортеры использовали нечестные схемы, такие как занижение стоимости автомобиля в таможенной декларации. Это позволило им продавать автомобили по значительно более низким ценам, чем у официальных дилеров в России.
Влияние на рынок и цены на автомобили
С введением новых правил ввоз автомобилей через страны ЕАЭС по более низким ставкам станет невозможным. Ожидается, что некоторые новые автомобили вырастут в цене значительно, поскольку различие между «льготным» и официальным способом растаможки больше не будет существовать.
Заключительные выводы
Для легальных импортеров ситуация изменится к лучшему, поскольку они смогут конкурировать на равных условиях с перекупщиками. Больше не будет возможности экономить на растаможке; цены на автомобили выровняются. Это станет особенно заметно в случае с высокозависимыми электромобилями, где разница в цене может составлять до миллиона рублей.